Очень краткий ликбез по маркировке товаров в России "на пальцах"
Примерно с середины 2000-х в России появилась идея цифровой экономики. Маркировка - это один из её этапов. Цель - очистить рынок от большей части контрафакта или облегчить поимку тех лиц, которые контролируют оставшуюся. Маркировка не работает без онлайн-касс, которые в России уже внедрены. В нескольких предложениях мы сейчас объясним, почему это всё-таки работает, а также как это обходят.
Рассмотрим маркировку примере произвольного товара, который условно назовём "штучка".
Упрощённо идея выглядит так, как будто бы все коробки с выпущенными "штучками" в обязательном порядке нужно пронумеровать. На каждой коробке "штучек" должен быть свой номер, который никогда не должен повторяться на какой-нибудь другой коробке "штучек". Такая сквозная нумерация позволяет вести абсолютный и полностью подконтрольный учёт всех выпускаемых в стране "штучек". А теперь давайте в этой идее произведём несколько доработок, благодаря которым эта простая модель станет рабочей на практике.
Какие это доработки? Их немного:
- заменить легко подделываемый номер на какой-нибудь текстовый шифр, так как для работы с этим шифром уже можно применять методы промышленной криптографии
- создать централизованную базу данных, чтобы все шифры хранились в одном месте
- проводить эту реформу постепенно
Звучит не очень убедительно, но если присмотреться - это всё-таки сработало, а трудности возникли совсем не в тех местах, где их ожидали увидеть участники маркировки. Читаем дальше - убеждаемся.
Технологически печать на упаковках кажется простой только на первый взгляд. Почему? Потому что напечатать для "штучек" 1 млн. коробок с одинаковым рисунком - это одно, а напечатать 1 млн. таких же коробок с разными штрихкодами - совсем другое. На практике это является самым сложным в реализации процессом. С такой работой справится не каждая типография.
Что требуется делать производителю "штучек"? Найти типографию, которая будет производить коробки для "штучек", либо начать их печатать самостоятельно в процессе производства. Если печатать самостоятельно - приобрести оборудование (маркираторы и камеры). Штрихкоды для "штучек" нужно будет покупать и забирать из общей для всех производителей базы данных.
Далее с ними будут в обязательном порядке работать все продавцы, фиксируя в каждый момент времени нахождение у них конкретных коробок "штучек". Конечным этапом всего процесса является продажа "штучек" на кассе с обязательным сканированием шифра проданной коробки. Эти шифры вновь поступают в общую базу данных и тот, кто ей управляет, будет иметь исчерпывающее представление о том, кто произвёл эту коробку, кому и когда привёз и продал. Это мешает контрафакту незаметно влиться в общий поток товара.
Обойти это можно, например, изначально отказываясь от торговли на белом рынке. В такой ситуации продавец не пытается разместить контрафакт вперемежку с настоящим товаром, а основное место торговли - стихийные рынки или "из рук в руки". Ещё один способ - это не сканировать продаваемую продукцию на кассе, ведь тогда контролирующие органы вообще не узнают о его существовании. С точки зрения ИТ в этих двух подходах мало трудностей, а вот организационно это осуществить сложней, так как придётся посвящать в этот процесс гораздо больше людей, кто-то из которых может своих соучастников выдать или банально обворовать.
Почему сделано так, а не иначе - читайте в остальных статьях блога, а здесь мы подытожим результат:
- Шифр кодируют в виде двухмерного штрихкода. Эти штрихкоды называются DataMatrix-ами и внешне они похожи на QR-коды. Именно их нужно печатать на каждой коробке "штучек".
- Централизованная база данных находится в ведении одной-единственной компании-оператора, которая полностью подконтрольна государству, хотя и является коммерческой.
Постепенное нововведение уменьшает эффект шоковой терапии, способной остановить рынок полностью (но это не единственная причина). Маркировка товара - трудный и болезненный процесс. Удачи!